FANDOM

Logo-arch
Main page
Gallery

«Союзмультфи́льм» — советская и российская государственная киностудия по производству мультипликационных фильмов. Создана в Москве 10 июня 1936 года и является крупнейшей киностудией анимационных фильмов. В январе 2004 года образовано Федеральное государственное унитарное предприятие "Творческое производственное объединение «Киностудия „Союзмультфильм“»" (ФГУП ТПО «Киностудия „Союзмультфильм“»). За время существования студии создано более полутора тысяч мультфильмов в самых разных жанрах и художественных техниках, многие из которых вошли в «золотой фонд» мировой анимационной классики и получили более четырёхсот международных фестивальных призов и наград.

Первые годы (1936—1941) Edit

Киностудия создана 10 июня 1936 года под названием «Союздетмультфильм» вследствие объединения мелких коллективов «Мосфильма», «Совкино» и «Межрабпомфильма».

20 августа 1937 года киностудию переименовали в «Союзмультфильм».

Приказ о создании киностудии мультипликационных фильмов был подписан начальником Главного управления кинофотопромышленности СССР, но считается, что решение о её создании исходило лично от И. В. Сталина[2].

Для студии были выделены помещения закрытых советской властью православных храмов Николая Чудотворца в Новой слободе на Долгоруковской улице(в советское время — Каляевской улице), где находилось производство рисованных фильмов, и Спаса Преображения, «что на Песках»[3], в Спасопесковском переулке на Арбате, где располагалось «Творческое объединение кукольных фильмов». Храм на Арбате в 1991 году был возвращён Русской православной церкви, а храм на улице Долгоруковской возвращён государству и РПЦ в октябре 2017 года.

В первоначальный штат студии вошли уже известные мастера рисованного кино — Иван Иванов-Вано, Ольга Ходатаева, Валентина и Зинаида Брумберг, Владимир Сутеев, Дмитрий Бабиченко, Александр Иванов, Пантелеймон Сазонов, Владимир Полковников, Леонид Амальрик и другие.

Всё производство было переведено на общую технологию «целлулоидного конвейера». Почти единственным направлением первых лет работы студии стали короткометражные фильмы для детей с опорой на персонажей-животных, изображённых в «диснеевской» манере. Но, несмотря на заимствованную стилистику, уже в это время стали появляться интересные в художественном отношении работы: в первую очередь фильмы Владимира Сутеева («Шумное плавание», «Почему у носорога шкура в складках?»).

С 1937 года студия начинает снимать цветные фильмы. С 1938 года на студии вводится цеховой процесс прорисовки и применение метода «эклер» (или ротоскопирование) — натурные съёмки актёров и животных с дальнейшей покадровой прорисовкой. В 1939—1941 годах на студии создаются фильмы, вошедшие впоследствии в «золотой фонд» мирового кинематографа: «Лимпопо» и «Бармалей» Леонида Амальрика и Владимира Полковникова, «Мойдодыр» Ивана Иванова-Вано, «Дядя Стёпа» и «Муха-Цокотуха» Владимира Сутеева и другие.

В 1940 году происходит смена приоритетов с количественных показателей на качество выпускаемых фильмов. При студии организуются четырёхмесячные курсы художников-мультипликаторови штат пополняется их выпускниками, молодыми специалистами (подобные курсы за историю «Союзмультфильма» набирались не менее четырнадцати раз).

== В годы Великой Отечественной войны (1941—1945)

==

В первые месяцы Великой Отечественной войны все творческие группы киностудии были переключены на съёмки агитационных киноплакатов и мультшаржей. Многие сотрудники «Союзмультфильма» воевали на фронтах Великой Отечественной войны или были привлечены к съёмкам инструктивных рисованных фильмов для нужд Красной армии.

В октябре 1941 года началась эвакуация части студии в город Самарканд (Узбекская ССР), туда же прибыли из блокадного Ленинграда режиссёры-ленфильмовцы Михаил Цехановский и Мстислав Пащенко, вошедшие в штат студии. В 1943 году «Союзмультфильм» вернулся в Москву.

В годы войны, по причине отсутствия материалов, тяжёлых условий работы и кадрового дефицита, производство мультфильмов значительно сократилось. Фильмов вышло мало, но они известны до сих пор: «Ёлка» (1942) Петра Носова и Михаила Цехановского, «Лиса, заяц и петух» (1942) Ольги Ходатаевой, «Краденое солнце» (1944) Ивана Иванова-Вано, «Сказка о царе Салтане» (1943) и «Синдбад-мореход» (1944) сестёр Валентины и Зинаиды Брумберг, «Орёл и крот» (1944) Пантелеймона Сазонова и Ламиса Бредиса, «Телефон» (1944) Михаила Цехановского.

Шестидесятые Edit

В начале 1960-х годов, в годы «хрущёвской оттепели», резко увеличивается выпуск сатирических мультфильмов. Сначала это происходит за счёт сокращения производства детских фильмов, но вскоре принимается решение увеличить общие объёмы выпускаемой продукции.

Рубеж 1950—1960-х годов на «Союзмультфильме» ознаменован творческими поисками и экспериментами, которые к 1963 году совершенно изменили «лицо» студии. В этот период сняты картины: «Козлёнок» Р. Давыдова, «Ключ» Л. Атаманова, «Большие неприятности» сестёр Брумберг, «Две сказки» Л. Амальрика, «Дикие лебеди» М. и В. Цехановских, «История одного преступления» Ф. Хитрука, «Мир дому твоему» В. Никитина и И. Николаева, «Баня» А. Карановича и С. Юткевича и другие.

С 1960-х годов непрерывно расширяется диапазон стилистических, жанровых и технологических поисков и решений. В группе Фёдора Хитрука был введён «бригадный метод» — прикрепление к съёмочной группе художников-мультипликаторов ещё в процессе подготовительного периода. В кукольном кино стали применяться полуобъёмные, «барельефные», в том числе бумажные куклы («Летающий пролетарий» И. Иванова-Вано и И. Боярского).

Известные работы «Союзмультфильма» 1960-х годов — «Левша» И. Иванова-Вано, «Скамейка» и «Балерина на корабле» Л. Атаманова, «Дюймовочка» и «Про бегемота, который боялся прививок» Л. Амальрика, «Тараканище» и «Кот-рыболов» В. Полковникова, «Акционеры» Р. Давыдова, «Чиполлино» и «Снежные дорожки» Б. Дёжкина, «Вовка в Тридевятом царстве» и «Окно» Б. Степанцева, «Кот в сапогах» сестёр Брумберг, «Русалочка» И. Аксенчука, «Паровозик из Ромашкова» В. Дегтярёва, «Баранкин, будь человеком!», «Дочь Солнца» и «Рикки-Тикки-Тави» А. Снежко-Блоцкой, «Будильник» и «Бабушкин зонтик» Л. Мильчина, «Топтыжка», «Каникулы Бонифация», «Человек в рамке» и «Фильм фильм фильм» Ф. Хитрука, «Межа» В. Котёночкина, «Шпионские страсти» Е. Гамбурга, «Жил-был Козявин» и «Стеклянная гармоника» А. Хржановского, «Песенка мышонка» Ю. Прыткова и другие.

Среди известных фильмов кукольного объединения 1960-х годов — «Варежка» Р. Качанова, «Кто сказал мяу?» и «Козлёнок, который считал до десяти» В. Дегтярёва. В эти годы в режиссуру приходят Вадим Курчевский («Мой зелёный крокодил», «Легенда о Григе», «Франтишек»), Николай Серебряков («Я жду птенца», «Не в шляпе счастье», «Клубок»), Михаил Каменецкий и Иван Уфимцев («Чьи в лесу шишки?»).

Постоянные персонажи серийных фильмов 1960—1980-х годов становятся любимцами нескольких поколений зрителей: «Маугли» Р. Давыдова, «Малыш и Карлсон» Б. Степанцева, «Умка» В. Пекаря и В. Попова, «Ну, погоди!» В. Котёночкина, «Бременские музыканты» И. Ковалевской, «Винни Пух» Ф. Хитрука, «Крокодил Гена», «Чебурашка» и «Шапокляк» Р. Качанова и другие.

Время расцвета (1970—1980) Edit

В 1970—1980 годы «Союзмультфильм» считается крупнейшей анимационной студией в Европе. По состоянию на начало 1980-х годов картины «Союзмультфильма» завоёвывают в общей сложности более 150 призов и дипломов международных и отечественных фестивалей, на студии работает около 500 человек. Число фильмов, снятых в стенах студии к этому времени, превышает одну тысячу.

Ярким явлением в этот период стал мультипликационный сборник «Весёлая карусель», организованный группой мультипликаторов: А. Петровым, Г. Бариновой, Г. Сокольским, Л. Носыревым и В. Угаровым. В нём дебютировало большинство молодых режиссёров студии.

Продолжают работать признанные мастера рисованного кино: Лев Атаманов («Пони бегает по кругу», цикл «Котёнок по имени Гав»), Борис Степанцев («Щелкунчик»), Лев Мильчин («Стойкий оловянный солдатик»), Владимир Попов («Бобик в гостях у Барбоса», «Трое из Простоквашино»). Активно заявляет о себе новое поколение режиссёров: Валентин Караваев («Дед Мороз и лето», «Премудрый пескарь»), Геннадий Сокольский («Птичка Тари», «Замок лгунов»), Валерий Угаров («Шкатулка с секретом», цикл «На задней парте», «Халиф-аист»), Галина Баринова(«Страшная история»). Анатолий Петров разрабатывает собственную технологию получения движущегося рисованного «объёмного» изображения — так называемую «фотографику» («И мама меня простит», «Полигон»).

Другие мастера кукольного объединения по-прежнему уделяют основное внимание детской аудитории: М. Каменецкий — «Самый маленький гном», «Боцман и попугай», «Волк и телёнок», И. Уфимцев — цикл «38 попугаев», В. Дегтярёв — «Как ослик счастье искал», «Новогодняя сказка».

Юрий Норштейн разрабатывает новое технологическое направление — «многоярусную перекладку» и внедряет вместе с оператором А. Б. Жуковским ряд новаторских приёмов. Его фильмы «Лиса и заяц», «Цапля и журавль», «Ёжик в тумане», «Сказка сказок» получают мировое признание.

К началу 1980-х годов зрителям становятся известны новые имена: режиссёры Эдуард Назаров («Жил-был пёс», «Путешествие муравья») и Гарри Бардин, экспериментирующий с нетрадиционными фактурами и материалами («Конфликт», «Брэк!», «Банкет», «Брак», «Выкрутасы»).

Заметно расширились тематические границы студийных работ. Репертуар «взрослеет», студия запускает в производство целый ряд масштабных проектов: «Шинель» Юрия Норштейна, «Геракл у Адмета» А. Петрова и другие.

Как отмечала Юлиана Слащёва: «Последние коммерчески успешные проекты были произведены на студии в 1984 году. Вообще, этот год был очень плодотворным для студии: успешный эпизод про попугая Кешу, тогда же вышел замечательный фильм Иванова-Вано „Сказка о царе Салтане“. После этого — ничего из того, что мы сегодня называем популярной анимацией и что было бы способно завоевать сердца семейной аудитории, стать успешным и зарабатывать для студии деньги»[5].

В годы перестройки Edit

С первых лет перестройки ставится вопрос о реорганизации работы киностудии. В апреле 1988 года на студии формируются пять творческих объединений: «Поиск» (худ. рук. А. Хржановский), «Комикс» (худ. рук. В. Тарасов), «Традиция» (худ. рук. А. Петров), «Детский фильм» (худ. рук. В. Котёночкин), «Объёмно-кукольные фильмы» (худ. рук. В. Курчевский), а также автономная мастерская Юрия Норштейна. Однако, эта структурная форма просуществовала лишь до апреля 1990 года, когда было возвращено разделение студии на ТПО кукольных и рисованных фильмов. Среди лучших фильмов, снятых на студии в 1984—1990 годах: «Мартынко» Э. Назарова, «Возвращение блудного попугая» В. Караваева, «Серый волк энд Красная Шапочка» Г. Бардина, «Пейзаж с можжевельником» А. Хржановского, «Машенька» С. Олифиренко, «Теремок» С. Косицына, «Подружка» и «Притча о мыши» Е. Гаврилко, «Кот и К°» А. Гурьева, «Нити» И. Максимова, «Медвежуть» А. Туркуса, А. Шелманова, В. Кафанова, «Про любовь и муху» А. Ушакова, «Влюбчивая ворона» М. Муат.

К концу 1980-х годов студия переживает сразу несколько кризисов — кадровый, производственный и творческий. Расшатывается производственный механизм, ощущается дефицит мультипликаторов и работников цехов, иссякает творческая атмосфера. «Союзмультфильм» окончательно утрачивает лидирующее положение, перестаёт определять лицо отечественной мультипликации. Резко падают объёмы производства, ряд мастеров покидает студию.

В 1989 году «Союзмультфильм» получил статус арендного предприятия и оставался таковым вплоть до 1999 года.

Возрождение и переезд в новые помещения Edit

Yuliana Slashcheva, 2017

В 2013 году запустилось производство короткометражной анимации для детей, вышли новые выпуски мультсборника «Весёлая карусель», сценарий для которых мог написать любой желающий[11]. В том же году стало известно, что Союзмультфильм переедет в новые помещения на улице академика Королёва[12].

На обновлённой студии был снят кукольный мультфильм режиссёра Сергея Струсовского «Привередливая мышка» (2013), который получил немало наград, в том числе и международных. Также выпустили мультфильм режиссёра Дмитрия Высоцкого «ПЫК-ПЫК-ПЫК» (2014), поучаствовавший в различных фестивалях и получивший большое количество наград. Идут съёмки полнометражного мультфильма «Суворов» о подвигах великого русского полководца Александра Суворова.

В сентябре 2017 года завершился переезд киностудии с Долгоруковской улицы в отремонтированное здание в районе Останкино. При этом, как отметила председатель правления «Союзмультфильма» Юлиана Слащева, киностудия по сути начала с чистого листа, хоть и сохранила права на свой золотой фонд и все еще ассоциируется с плеядой имен знаменитых аниматоров: «Когда я впервые приехала в старое здание студии на Долгоруковской улице, производства там просто не было. Да, собственно говоря, как не было и творческой команды. <…> весь ее состав был расписан на листке формата А4. Большую часть занимало подробное описание административной части: бухгалтер, инженер, помощник бухгалтера и так далее. Только одна колонка отведена была под „Творческо-производственный отдел“ из 12 человек, и было совершенно не понять, кто там есть кто»[5].

Новые помещения оборудованы с учётом современных технологий и традиционных методов анимационного производства. В производство запущены 7 сериалов: «Простоквашино», «Богатырята», «Приключения Пети и Волка», «Пиратская школа», «Оранжевая корова», «Зебра в клеточку», «Циферки» для разных возрастных групп и 15 короткометражных фильмов. Началась работа по оцифровке плёночного материала — накопленного мультипликационного наследия. В кинотеатрах возобновился показ мультфильмов киностудии последних трёх лет в форме альманахов. В программе развития киностудии до конца 2017 года — организация выставки уникальных кукольных персонажей и декораций полнометражного фильма «Гофманиада», открытие Музея и Детского интерактивного центра.

28 мая 2018 года «Союзмультфильм» создал одноимённый YouTube-канал. Там будут загружаться не только ранее выпущенные картины, включая «Простоквашино», но и все короткометражные мультфильмы, выпущенные за последние десять лет (с 2007 по 2018)[13].